Preview

Доктор.Ру

Расширенный поиск

Особенности качества жизни детей, проживающих в различных социальных условиях

https://doi.org/10.31550/1727-2378-2024-23-3-18-23

Аннотация

Цель исследования. Изучить и провести оценку качества жизни детей младшего школьного возраста, проживающих в разных социальных условиях, обусловленных семейным положением, в г. Луганске.

Дизайн. Проспективное когортное нерандомизированное исследование.

Материалы и методы. Проведено анкетирование 222 детей в возрасте 7–10 лет. В зависимости от условий проживания исследуемых были выделены три группы: I группа — 74 ребенка (36 мальчиков и 38 девочек), проживающих в неблагополучных семьях; II группа — 62 ребенка (32 мальчика и 30 девочек), воспитывающихся в детском доме г. Луганска; III группа — 86 детей (40 мальчиков и 46 девочек) из полных, благополучных семей. Для исследования качества жизни детей применялся международный опросник Pediatric Quality of Life Inventory 4.0.

Результаты. Самые низкие показатели качества жизни в аспекте физического функционирования отмечены у детей из неблагополучных семей. Наиболее низкие показатели эмоционального функционирования выявлены у мальчиков, воспитывающихся в детском доме. У воспитанников детского дома баллы социального и школьного функционирования были выше, чем у детей из неблагополучных семей. Самые высокие показатели психосоциального здоровья имели дети, проживающие в благополучных семьях.

Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости динамического наблюдения детей из социальных групп риска врачами, психологами, социальными работниками. К воспитанию детей, наряду с родителями, должны привлекаться педагоги для создания оптимальных условий их школьной и социальной адаптации.

Об авторах

И. Б. Ершова
ФГБОУ ВО «Луганский государственный медицинский университет имени Святителя Луки» Минздрава России
Россия

Ершова Ирина Борисовна — д. м. н., профессор, заведующая кафедрой педиатрии и детских инфекций медицинского факультета по специальности «Педиатрия»

291045, г. Луганск, квартал 50-летия Обороны Луганска, д. 1г



А. А. Лебеденко
ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия

Лебеденко Александр Анатольевич — д. м. н., профессор, заведующий кафедрой детских болезней № 2 педиатрического факультета

344022, г. Ростов-на-Дону. пер. Нахичеванский, д. 29



А. М. Левчин
ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия

Левчин Артем Михайлович — к. м. н., ассистент кафедры детских болезней № 2 педиатрического факультета

344022, г. Ростов-на-Дону. пер. Нахичеванский, д. 29



А. Г. Роговцова
ФГБОУ ВО «Луганский государственный медицинский университет имени Святителя Луки» Минздрава России
Россия

Роговцова Алёна Геннадиевна — ассистент кафедры педиатрии и детских инфекций медицинского факультета по специальности «Педиатрия»

291045, г. Луганск, квартал 50-летия Обороны Луганска, д. 1г



Список литературы

1. Бурханова С.В., Кром И.Л. Качество жизни как инструмент оценки здоровья детей. Наука и современность. 2010;6(10):223–7.

2. Альбицкий В.Ю., Винярская И.В. Возможности использования критериев качества жизни для оценки состояния здоровья детей. Российский педиатрический журнал. 2007;5:54–5.

3. Красникова Т.В. Адаптация младших школьников к школе: факторы, уровни, показатели, этапы. Проблемы современного педагогического образования. 2020;68(2):434–7.

4. Матвеева О.Н. О социализации младших школьников в современных условиях. Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского. Общественные науки. 2010;16(20):151–7.

5. Сулейманова Р.В., Ермилова Н.Ш. Социализация детей из неблагополучных семей. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021;10(3):264–6.

6. Башкатова Е.В. Специфика социализации детей из неблагополучных семей. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011;20:113–7.

7. Тагиров А.Х., Трофимова Е.В. Особенности социализации ребенка из неблагополучной семьи. Discovery Science Research: Материалы III Международной научно-практической конференции. 2020:60–56.

8. Varni J.W., Seid M., Knight T.S., Uzark K. et al. The PedsQL 4.0 Generic Core Scales: sensitivity, responsiveness, and impact on clinical decision-making. J. Behav. Med. 2002;25(2):175–93. DOI: 10.1023/a:1014836921812

9. Кафарова К.З., Гетаева И.С., Косумхажиева М.А. Влияние неблагополучных семей на психологическое здоровье детей. Вестник медицинского института. 2022;2(22):83–90.

10. Гулиева Н.Р., Мамедова Р.Ю., Мамедова Н.Ю., Караханова М.С. Оценка психического и соматического здоровья детей и подростков из неблагополучных семей. National Journal of Neurology. 2019;1(15):76–80.

11. Тюлина И.И. Влияние семейного неблагополучия на психологическое и социальное здоровье детей. Физическая культура, спорт и здоровье. 2023;2:74–6.

12. Базарова Е.Б. Семейное неблагополучие как социально-психологическая проблема. Практическая психология: вызовы и риски современного общества. 2020:39–41.

13. Быстрова Н.В., Хижная А.В., Сундеева М.О. Семейное неблагополучие как психолого-педагогическая проблема. Карельский научный журнал. 2018;7(1):16–9.


Рецензия

Для цитирования:


Ершова И.Б., Лебеденко А.А., Левчин А.М., Роговцова А.Г. Особенности качества жизни детей, проживающих в различных социальных условиях. Доктор.Ру. 2024;23(3):18-23. https://doi.org/10.31550/1727-2378-2024-23-3-18-23

For citation:


Ershova I.B., Lebedenko A.A., Levchin A.M., Rogovtsova A.G. Features of Quality of Life for Children Living in Different Social Conditions. Title. 2024;23(3):18-23. (In Russ.) https://doi.org/10.31550/1727-2378-2024-23-3-18-23

Просмотров: 10


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1727-2378 (Print)
ISSN 2713-2994 (Online)