Обеспечение эффективности и качества современных программ повышения квалификации медицинских работников: опыт Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования
https://doi.org/10.31550/1727-2378-2022-21-2-10-14
Аннотация
Цель обзора: определить критерии эффективности и качества современных образовательных программ, выбора медицинскими работниками программ повышения квалификации в рамках личностно-профессионального роста при формировании индивидуальной образовательной траектории.
Основные положения. Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации обеспечивают актуализацию профессиональных стандартов в условиях изменения целей, содержания, технологий, нормативно-правового обеспечения профессиональной деятельности в той или иной сфере, а также учитывают квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям и специальностям. Образовательные программы должны отвечать строгим требованиям: быть актуальными, современными, практико-ориентированными, методически и научно обоснованными.
Заключение. Формирование образовательной траектории медицинского специалиста и выбор программ повышения квалификации должны основываться на критериях качества как отдельных образовательных программ, так и образовательного процесса в целом: соответствие федеральному государственному образовательному стандарту по специальности, профессиональному стандарту по специальности/должности, клиническим рекомендациям и их доказательной базе. Качество подготовки медицинского специалиста кратно возрастает при подкреплении контента образовательной программы профильным междисциплинарным образовательным мероприятием. Подготовку и повышение квалификации медицинских работников следует осуществлять в медицинских образовательных организациях, имеющих квалифицированный профессорско-преподавательский состав, полноценное материально-техническое и методическое обеспечение, а также собственные базы практической (клинической) подготовки.
Об авторах
Г. Х. РоманенкоРоссия
Романенко Гульнара Хамидуллаевна — к. м. н., доцент, заместитель директора Института методологии профессионального развития, доцент кафедры судебной медицины
125993, г. Москва
А. А. Стремоухов
Россия
Стремоухов Анатолий Анатольевич — д. м. н., профессор, директор
125993, г. Москва
Список литературы
1. Александрова О.А. Образование: доступность или качество — последствия выбора. Знание. Понимание. Умение. 2005; 2: 83–93. [Aleksandrova O.A. Education: accessibility or quality — consequences of choice. Knowledge. Understanding. Skill. 2005; 2: 83-93. (in Russian)]
2. Гавров С.Н., Никандров Н.Д. Образование в процессе социали зации личности. Вестник УРАО. 2008; 5: 21–9. [Gavrov S.N., Nikandrov N.D. Education in the process of personality socialization. Bulletin of URAO. 2008; 5: 21–9. (in Russian)]
3. Кирюхина Т.В. Роль самообразования в профессиональном совершенствовании врача: Автореферат дис. ... канд. мед. наук. Саратов; 2009. 25 с. [Kiryukhina T.V. The role of self-education in the professional improvement of a doctor: Abstract of the dissertation of the candidate of medical sciences. Saratov; 2009. 25 p. (in Russian)]
4. Трегубов В.Н., Сизова Ж.М. Формирование индивидуальной траектории самообразования врача-специалиста в системе непрерывного медицинского образования. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2014; 4(18): 91–9. [Tregubov V.N., Sizova Zh.M. The formation of the individual trajectories of self-education specialist in the system of continuing medical education. Medical Education and Professional Development. 2014; 4(18): 91–9. (in Russian)]
5. Пальцев М.А., Денисов И.Н., Чекнев Б.М. Высшая медицинская школа и Болонский процесс. 2006; вып. 8. 230 с. [Paltsev M.A., Denisov I.N., Cheknev B.M. Higher medical school and the Bologna process. 2006; vol. 8. 230 p. (in Russian)]
6. Змеёв С.И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых. М.; 2003. 207 с. [Zmeev S.I. Andragogy: fundamentals of theory and technology of adult education. M.; 2003. 207 p. (in Russian)]
Рецензия
Для цитирования:
Романенко Г.Х., Стремоухов А.А. Обеспечение эффективности и качества современных программ повышения квалификации медицинских работников: опыт Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования. Доктор.Ру. 2022;21(2):10-14. https://doi.org/10.31550/1727-2378-2022-21-2-10-14
For citation:
Romanenko G.H., Stremoukhov A.A. Ensuring the Effectiveness and Quality of Modern Professional Development Programs for Medical Workers: the Experience of Russian Medical Academy of Continuous Professional Education. Title. 2022;21(2):10-14. (In Russ.) https://doi.org/10.31550/1727-2378-2022-21-2-10-14